Коко Шанель, биография

Она родилась в Сомюре, хотя всегда утверждала: «Я из Оверни!». Ей так хотелось. Это была одна из многих фантазий, которые можно было услышать от Коко Шанель.

Детство

19 августа 1883 года в семье ярмарочного торговца Альберта Шанеля и его жены, не смотря на то, что они на тот момент не состояли в законном браке, появилась на свет девочка, которую назвали Габриэль.

Это был второй ребёнок Альберта и Жанны. Первая девочка родилась несколькими годами раньше. Старшую сестру Габриэль звали Джулией.

Отец не присутствовал ни во время родов, ни при регистрации ребёнка. Не было его также и на крестинах маленькой Габриэль. Тяга к странствиям и необходимость зарабатывать деньги с помощью выездной торговли не позволяли отцу принимать полноценное участие в жизни своих детей.

Перебиваясь с хлеба на воду, Жанна несла все тяготы жизни на своих плечах, а Альберт тем временем обретался неведомо где.

Спустя год, под нажимом родственников, отцу Габриэль всё же приходится жениться. Как ни сопротивлялся жених, напуганный перспективой утраты своей свободы, но всяким упорствам приходит конец. Жажда странствий не помешала Альберту впоследствии завести ещё четверых детей — Альфонса, Антуанетту, Люсьена и Огюстена (прожил всего несколько недель).

Частые переезды, бесконечные беременности и тяжёлые жизненные условия вконец подкосили и без того хрупкое здоровье Жанны. Приступы астмы всё учащались и вскоре она скончалась. Матери Габриэль было всего 33 года.

Альберта тяготила участь многодетного вдовца, ему по-прежнему хотелось путешествовать. У него не нашлось мужества проявить ответственность по отношению к своим детям, а посему он попросту устранился. Младшие мальчики, как «покинутые дети», были переданы городской администрацией в частные семьи, а девочек отец поместил в сиротский приют, который располагался в Обазине.

С этого времени начался новый период в жизни Габриэль Шанель. Поначалу она ждала отца каждый день. Но шли дни, недели, а он так и не появлялся. Подруги подтрунивали над её тоской. И тогда Габриэль сочинила сказку о том, что её отец проживает в Нью-Йорке, ухаживает там за собственными виноградниками. Разумеется, он не может сорваться с места и навестить её и сестёр. Ведь, Америка — это так далеко!

Надо ли говорить, что Габриэль так и не увидит больше своего отца. А горькую обиду и ощущение одиночества пронесёт через всю жизнь.

Именно в приюте маленькая Габриэль научилась шить. По странной иронии судьбы, она не любила это занятие. Да и отношения с монахинями, которые её обучали, складывались не лучшим образом. Терпение, кротость, скромность — такие добродетели были в почёте среди воспитанниц приюта. Габриэль же как раз не хватало именно этих качеств.

Юношеские годы

В 18 лет Габриэль вместе со своей тётушкой, которая была с ней практически одного возраста и также числилась среди воспитанниц приюта, решаются на отчаянный шаг — побег. Улизнуть было не сложно. Без гроша в кармане девочки отправились к своей тётушке Костье, которая жила неподалёку.

Возмутившись содеянным поступком, монахини Обазина отказались принять Габриэль и Адриенн назад. Поэтому Костье приложила усилия, чтобы девочки были приняты в другое монастырское заведение в городе Мулен. Это заведение отличалось строгими нравами и безупречной репутацией. В нём Габриэль прожила два года: с 18 до 20 лет.

Вскоре обе воспитанницы были определены продавщицами в магазин товаров для невест и навсегда покинули обитель. Работа была не сложной. В их обязанности входило привечать клиенток, продавать товар, принимать заказы и подгонять платья. Девушки хорошо справлялись, а довольные клиенты не оставались внакладе.

Однако и тут неуёмный характер Габриэль не давал ей покоя. Скопив небольшую сумму денег, она снимает скромную меблированную комнату и продолжает заниматься заказами клиенток тайком от своих хозяев. Вскоре и Адриенн присоединяется к ней.

В свободное время девушки посещали разные увеселительные заведения. Мулен был гарнизонный город, и нередко Габриэль и Адриенн можно было встретить в компании элегантных офицеров. Кафешантаны и чайные салоны манили девушек псевдопарижским шиком и расслабленной атмосферой. В одном из таких заведений Габриэль осмелилась попросить у хозяина выступить на сцене. Она не обладала талантом пения или танца, но имела горячее желание выступать.

Её весёлые песенки, наряду с нетипичной внешностью того времени — Габриэль была худенькой, а пышность считалась обязательным атрибутом красоты — неожиданно для всех стали популярны. Неопытная певица со скромным взглядом исполняла «Ко-ко-ри-ко!» и «Кто видел Коко в Трокадеро?» Это был успех. Габриэль стали узнавать на улицах Мулена, поклонники кричали в след: «Ко-ко! Ко-ко!» Так это прозвище и останется с ней на всю жизнь.

Не трудно догадаться, что репутация Коко и Адриенн сильно пострадала. Их обеих выгнали из магазина. Теперь для подруг началась взрослая самостоятельная жизнь.

Жизнь в Руалье

Среди поклонников юной Коко выделялся один — наследник огромного состояния Этьен Бальсан. Он был большим ценителем лошадей и часто приглашал свою спутницу на прогулки верхом. Бальсан имел большое поместье Руалье, где проводил массу времени, занимаясь с лошадьми.

На очередной прогулке Этьена посетила сумасбродная мысль: «А почему бы не предложить Коко — этой чудной хохотушке, переехать к нему в Руалье?» Он совсем не планировал приводить в роскошное имение новую хозяйку дома. Ну а гостью, почему бы и нет?

Так в 1907 году Коко Шанель перебралась жить к Этьену Бальсану.

Постепенно Габриель стала привыкать к окружающей её роскоши и праздному времяпровождению. Она сама придумывала себе развлечения. Неугомонная натура не позволяла ей долго оставаться без дела.

Первым серьёзным увлечением для неё стала верховая езда. Конечно, Коко не была такой же страстной почитательницей лошадей, как её друг, но раз Этьен этим интересуется, то почему бы и ей не заняться тем же? Она решила во что бы то ни стало сделаться превосходной наездницей.

Коко сразу стала учиться садиться на лошадь по-мужски, то есть располагая ноги по обе стороны от седла. Женщинам того времени было непозволительно вести себя так смело. Но для Габриэль эти запреты были ни к чему. Она потребовала у портного сшить для неё пару удобных брюк и позаимствовала у Этьена его атласные рубашки.

В таком виде юная бунтарка частенько появлялась перед приглашёнными гостями, чем немало шокировала чопорную публику.
— Вот чудачка! — перешёптывались они, пожимая плечами.

Развлекая себя, Коко шила шляпки. Они разительно отличались от модных громоздких шляпных уборов того времени. Однако простые творения в виде котелка, перевязанного лентой, быстро приглянулись подружкам Бальсана. Коко с удовольствием раздаривала свои рукотворные шляпки бесплатно. Так она пыталась найти расположение у богатой публики, к которой себя отнести никак не могла.

Шуточная крестьянская свадьба в Руалье. Костюмы сымпровизированы Габриель Шанель

Через некоторое время пребывания в Руалье настроение Коко изменилось. Праздная жизнь среди роскоши и великолепия быстро наскучила. Размышления о собственной участи не давали покоя. Что дальше? Этьен предоставил ей полную свободу, но она была только кажущейся. Мысль о женитьбе даже не возникала в его голове. Достаточно было одного слова хозяина, как Коко тут же выставят на улицу. Ведь, ясно, как божий день, он в неё не влюблён. Это только развлечение.

Разочарованная своим положением, Коко затосковала. Всё чаще и чаще она давала волю слезам.

Однажды Этьен и компания были приглашены на охоту. Коко тоже присоединилась. Здесь на дружеской вылазке она встретила англичанина, который перевернул всю её жизнь. Этот молодой человек был очень весел, шутил и дурачился.

Коко словно поразил удар молнией. Она влюбилась! Незнакомец казался сказочным принцем. Молодого человека, который так взбудоражил воображение юной чудачки, звали Артур Капель, но друзья ему дали странное прозвище Бой. Он вращался в самых изысканных кругах, слыл уважаемым гостем, но подробностей своей личной жизни не рассказывал никому.

Артур стал часто бывать в Руалье, Бальсан не возражал. Навязчивые мысли о собственной участи до сих пор не оставляли Коко. Она разрывалась между страстью к Бою, терпимостью к Этьену и собственным положением содержанки, которое её теперь так тяготило.

Необходимость изменить ситуацию привела Коко к мысли о собственном шляпном магазинчике в Париже. Немного терзаясь сомнениями, она решилась заговорить об этом с Бальсаном. Тот не стал вникать в подробности дела. По его мнению, девушке требовалось найти себе занятие, о глубине этих мотивов он даже не догадывался. А раз так, то ему не сложно предоставить в распоряжение Коко свою холостяцкую квартиру в Париже. Лишь бы она не скучала.

Капель, которого Габриель тоже ввела в курс дела, напротив, интуитивно понял, к чему стремилась молодая женщина, и поддержал её в начинаниях. По счастливой случайности, парижские апартаменты Боя находились в близком соседстве от будущей мастерской Коко…..

Первые шаги в самостоятельную жизнь

Итак, весной 1909 года Коко открывает в Париже шляпную мастерскую.
Коко Шанель

Она рьяно взялась за работу. Тут же нашлись и помощницы, среди которых была её младшая сестра Антуанетта. Весть о том, что «малышка Коко» завела себе дело — вместо того, чтобы спокойно жить на средства своего покровителя, быстро распространилась среди модниц. В мастерскую стекались всё новые и новые клиентки.

Вскоре Коко понимает, что в мастерской, которая расположилась в квартире Этьена, ей тесно. Она стала мечтать о настоящем бутике с собственным именем на вывеске. Для осуществления такой смелой мечты непременно потребуются деньги. Но где их взять?

Обратившись за помощью к Бальсану, Коко получила в ответ категорическое «нет». Самостоятельность подруги не входила в планы Этьена: «Не дай Бог люди подумают, что у меня не хватает средств тебя содержать!». Ни уговоры, ни слёзы не смогли заставить его поменять своё решение.

Осенью 1910 года Бой Капель открыл в банке кредит на имя Коко, благодаря которому она смогла перебраться в более просторное помещение. Вскоре на дверях ателье появилась табличка «CHANEL MODES». Коко порхала от счастья.

В отношениях с Боем обнаружились новые грани. Он так её понимает, тонко чувствует настроения и с точностью психолога определяет истинные мотивы желаний. Вместе с ним Коко чувствует себя настоящей женщиной, нежной и любимой. Ну и пусть после совместного похода в оперу приходится слышать тихое «выходим порознь». Таковы нравы того времени. Коко не в обиде. Ведь, Бой Капель так не похож на Этьена Бальсана! С ним всё по-другому, по-настоящему.

Влюблённые снимают себе новые апартаменты, которые обставляют на свой вкус. Теперь Коко всё реже появляется в Руалье. Она смело вступила в новую самостоятельную жизнь.

По материалам книги Анри Гидель «Коко Шанель»