О празднике Хэллоуин: история и традиции

Ну конечно же — о чем еще говорить, как не о Хэллоуине (Halloween), раз он неизбежно приближается, точнее, почти уже приблизился, знаменуя собой медленное, но неотвратимое наступление зимы.

Ночи становятся длиннее, солнце показывает свою мордаху из-за туч все реже, да и мордаха эта напоминает, скорее, лысину по концепции старинной загадки: «Светит, да не греет…» И снег тут как тут — летает или, точнее, валится отвратительными влажными комьями, стараясь прилепиться прямо к лицу.

Самхэйн (Samhain) знаменует собой приход зимы. У кельтов существовали сречи — начала времен года. Их было четыре — 2 февраля – Имболг, 30 апреля – Балтэйн, 31 июля – Ламмас, 31 октября – Самхэйн. Каждая сречь отмечалась по-своему, но сегодня нас интересуют лишь Самхэйн.

Хэллоуин — это, прежде всего переход, это мистическое «сейчас», которого не существует, но, как в нашей популярной песне пелось: «Есть только миг между прошлым и будущим, именно он называется: жизнь». Вообще, праздник Кануна Всех Святых у меня непостижимым образом ассоциируется с этой песней. Потому что и то, и другое заставляет задуматься о том, как коротка наша жизнь, которая всегда — одновременно — и уже прошла, и еще не начиналась.

И только в эту ночь — ночь Хэллоуина — Самхэйн открывает ворота в обе стороны, и только в эту ночь человек может осознать свое место в этом мире. Или — в другом? В некоем Зазеркалье?

Жан Кокто написал потрясающий сценарий для фильма «Орфей» (Жан Марэ там играл Орфея). Через весь этот фильм проходит тема зеркал, тема двух миров, врата между которыми — зеркала, и, на мой взгляд, это, наверное, было едва ли не первое произведение искусства нашего времени, к которому в подзаголовок можно поставить — Хэллоуин.

«Эртебиз: Я открою вам тайну тайн… Зеркала — это двери, через которые входит и выходит смерть…»

Хэллоуин интригует. Самхэйн считался темным божеством, но Великая Пустошь, в которой он живет, далеко не мрачна. Там — Белое Безмолвие, нечто, существовавшее всегда — еще до того, как что-то появилось. Но Самхэйн — отнюдь не дьявол, как его любят сейчас изображать не в меру ретивые священники и другая ипостась религиозного фанатизма: сатанисты. Разве смерть может быть доброй или злой?

Добрым или злым может быть только человек. Погружаясь в веселую и чуть жутковатую феерию Хэллоуина человек получает шанс понять нечто непознаваемое. И, лишь сбросив с себя груз повседневных забот, «сняв обувь», можно очистится и возродится к новой жизни.

А Тени Хранителей Ворот… Ну что ж, они такие какие есть — на то они и Тени.

«Ночь густела, летела рядом, хватала скачущих за плащи и, содрав их с плеч, разоблачала обманы… На месте того, кто в драной цирковой одежде покинул Воробьевы горы под именем Коровьева-Фагота, теперь скакал, тихо звеня золотою цепью повода, темно-фиолетовый рыцарь с мрачнейшим и никогда не улыбающимся лицом.

Ночь оторвала и пушистый хвост у Бегемота, содрала с него шерсть и расшвыряла ее клочья по болотам. Тот, кто был котом, потешавшим князя тьмы, теперь оказался худеньким юношей, демоном-пажом, лучшим шутом, какой существовал когда-нибудь в мире…»

Вот такие они, эти Тени — по Ту Сторону. Да ведь и Джек-С-Фонарем тоже далеко не отрицательный персонаж. Но в литературе и у него есть два наиболее известных воплощения — добродушный Джек Тыквоголовый в «Стране Оз» и зловещий Джек Скеллингтон — Тыквенный Король из «Кошмара накануне Рождества».

Две ипостаси, как всегда: добро и зло, черное и белое — это всего лишь две стороны одной медали, и каждый из нас сам должен решить: какую сторону он выберет.

Хэллоуин приближается, час решения настает…

Скандинавские мифы, описывающие Вальхаллу — Палаты павших в битве — повествуют:

«… в Вальхалле бок о бок сидят за столами заклятые враги, в земной жизни так и не сумевшие примириться. Теперь они видят, что все их прежние распри — щенячья возня…»

История возникновения праздника Хэллоуин

Сам Хэллоуин берет начало далеко-далеко в истории, говорят, что ему не менее двух тысяч лет — тогда его отмечали 13 мая, и в эту ночь вспоминали умерших святых и мучеников.

Но в начале нашей эры принесли черти на земли кельтов римлян. И за 400 лет, которые римляне провели на землях кельтов, смешалось не только население, но и традиции:

С Самхэйном соединились два римских праздника. Первый — Фералия, отмечавшийся в конце октября — тоже нечто вроде дня поминовения усопших, и второй — в честь богини фруктов и деревьев Помоны. Ее символом было яблоко, и отсюда, в том числе, пошла современная Хэллоуинская традиция устраивать игры с яблоками. А исконно кельтские
Балтэйн (праздник костра) и Самхэйн (фестиваль лета, зимы, огня и власти тьмы) сместились в сторону Самхэйна.

Потом христианство вытеснило друидов и стало господствующей религией, а в VII веке Папа Бонифаций IV утвердил 1 ноября как День Всех Святых, в который полагалось прославлять святых и мучеников.

Собственно, традиция христианской церкви приурочивать свои праздники к языческим и заменять их чем-то похожим, знакома всем народам. Так 1 ноября стало Днем всех Святых, а по-простому Олл-Хэллоус (All Hallows). А ночь накануне — ночь Сауина — стала называться «Олл-Хэллоус Ив» (All Hallow’s Eve — канун Дня Всех Святых).

Позже все сократилось и возникло название Хэллоуин (Hallow E’en) . А народ — существо вредное, он священником головой кивает, а потом идет и отмечает праздники по-своему, по традиции. Да и куда христианству тягаться с многовековыми традициями!

Хэллоуин имел огромное значение, ведь в это время прощались, как водится с помощью ритуалов, со старым, плохим, ненужным и встречали новое. В дар богам природы приносили яблоки, осенние овощи, цветы, оставляли их под деревьями или зарывали в землю с просьбой о помощи и поддержке, ночью 31 октября выставляли тарелку с фруктами на улицу — для мертвых душ, чтобы те могли прийти на помощь живым. Да и вообще во всех языческих верованиях к душам предков относились более чем трепетно — и не только к святым.

Церковь сделала ход конем, объявив в 1000 году 2 ноября Днем всех душ, в который положено было поминать не святых, а простых мертвых. Поминки же устраивали по подобию Самхэйна (а вспомните еще и присоединивийся к нему Балтэйн) — большие костры, шествия, переодевания в костюмы ангелов и дьяволов. Все три даты — канун Дня Всех Святых (31 октября), День Святых, и День душ — назвали Хэллоумасом.

Но товарищи язычники и на этом не сдались. Кроме того, у них имелся еще один праздник, связанный с Хэллоуином — Луна Охотника, последнее полнолуние перед Самхэйном. Считается, что это время наивысшего психического подъема, и в это время грань между мирами становится настолько тонкой, что многие сущности проходят через нее. Это также время, когда Потусторонний Мир оказывает наибольшее влияние на землю.

Так описывалась ночь в некоторых легендах: » В эту ночь появляется на коне всадник со Стеклянного Острова со своей жуткой сворой охотничьих псов, а перед ним воинство Преисподней…….»

И когда американские первопоселенцы ринулись заселять Новый Свет, они, конечно же, привезли с собой на новую родину и свои любимые праздники. А без Хэллоуина, да без Рождества — какие могут быть праздники?

А поскольку приехали не только ирландцы и англичане, но и множество других народов, да тут еще богатейшая культура индейцев! И все это в очередной раз смешалось. Дикая же природа располагала к безудержному веселью — к танцам до упаду у костров, к гаданиям и к некоторому хулиганству, конечно: попробуй удержаться от хулиганства, когда на тебе маска какой-нибудь нечисти! И, конечно, к правдивым рассказам о мертвецах и привидениях — такие истории сами на ум приходят: в темноте-то!

К середине XIX века ежегодные осенние праздники стали обычным делом, хотя тогда они были распространены еще не везде: пуританские поселенья на севере не очень-то спешили предаваться буйным разгулам.

Но вот когда в Новом Свете появились миллионы ирландцев, оскаленную тыкву 31 октября можно было встретить уже в каждом доме. Теперь уже почти все американцы — подобно ирландцам и англичанам (в Англии была традиция в День Душ выпрашивать еду и эль у богатых в обмен на обещание помолиться за их мертвых родственников) — начали в этот вечер наряжаться в костюмы и ходить по соседям, выпрашивая еду и деньги (обычай называется trick-or-treat — «угости, а то напакощу»).

Девушки верили, что в Хэллоуин они могут узнать имя и внешность своего жениха, гадая на нитках, огрызках яблока и зеркалах, а самые храбрые граждане выворачивали одежду наизнанку и ночью выходили на дорогу, надеясь повстречать ведьму.

К концу XIX века с мистическим уклоном Хэллоуина почти покончили, превратив его в общественный праздник, однако, не до конца: и массовые хулиганства продолжались. С ними удалось справиться только к середине прошлого века, сделав праздник, в основном, детским.

Хотя иные и в сто лет остаются сущими детьми.

Современность

В последние годы Хэллоуин стал еще популярней. Все чаще американцы в этот день устраивают свадьбы.
Особенно котируются свадьбы с «Хэллоуинским» уклоном: когда брачующихся венчает дракула, восставший из гроба, установленного прямо в мрачно оформленной часовенке.

Каждый год в Балтиморе проводятся «броски тыквы», соревнования для студентов-физиков на лучшее изобретение, которое не даст тыкве расколоться при падении с 10-го этажа.

Хэллоуин — повод для благотворительности. В «карамельные банки» люди могут принести конфеты для тех, кто сам не может их купить. Раздаются специальные костюмы для детей-инвалидов. В дома престарелых заранее привозят сладости, а потом за ними посылают ряженых детей.

И, конечно, Хэллоуин-индустрия процветает вовсю.

В Нью-Йорке на Хэллоуин-парад собирается до двух миллионов человек, этот парад обычно освещается крупнейшими телеканалами США и транслируется в прямом эфире. Десятки тысяч участников костюмированного парада одеваются в костюмы всяческой нечисти, их сопровождают музыканты, жонглеры, брейкдансеры, граждане на ходулях и прочая публика, не считая толп зевак.

Парад привлекает такое гигантское число туристов, что в среднем каждый Хэллоуин обогащает Нью-Йорк на 40 миллионов долларов. Владельцы ресторанов и баров Гринвич-Виллидж, где сосредоточено торжество, считают ночь Хэллоуина лучшей в году (с точки зрения бизнеса, разумеется).

Апофеоз несерьезности царит в этот день в Америке. Страна превращается в обитель с уставом «делай что хочешь». И все действительно делают что хотят. Причем это не всегда так уж приятно, но в этот день не принято обижаться.

Мы лично не одобряем только дурацкий обычай бросаться яйцами. Хорошо еще, что в Штатах не достать тухлых. Но и свежее разбитое яйцо гораздо уместнее на сковородке, чем на пальто. 1 ноября Нью-Йорк выглядит замощенным яичницей и даже несколько изменяет колористическую гамму за счет веселенького желтого цвета.

( из реферата Самарского лицея информационных технологий)

А теперь Хэллоуин возвращается в Европу. Многие европейские страны встретили его с большим энтузиазмом, заполнив витрины магазинов жуткими масками и метлами. В пролом году только во Франции Хэллоуинских аксессуаров было продано на 18 млн. долларов — в десять раз больше, чем в прошлом году!

Ханжи, которых еще хватает во всем мире сетуют: экспансия американцев, экспансия сатанистов.

Писатель Франсуа Тайланди: «Хэллоуин — это продолжение тенденции уничтожения европейской культуры, в ряду таких явлений, как поклонение рэпу, макдональдсам, голливудскому кино. Теперь Америка, похоже, начинает изменять нашу повседневную жизнь. И заметьте, они специально нацелились на наших детей».

Но, простите, если культура есть, если сильны национальные традиции, никто и никогда их не уничтожит. Тому свидетельством сам Хэллоуин, который пытались уничтожить на протяжении двух веков! Тому свидетельством и другие языческие праздники — скажем, наша русская масленица.

Если что-то уходит из жизни, значит, оно не было достаточно хорошим и достаточно глубоко укоренившимся в сознании нации.

Почему так сильна была американизированность среди молодежи и подростков в социалистической России 70-80-х годов? Да потому что сов.культура вызывала лишь отвращение. Свято место пусто не бывает. Молодежь не станет сидеть вечерами у телевизора, перетирая политические новости — пикейные жилеты еще подождут их. Молодежь желает бесшабашного веселья — в конце концов, молодость так быстро проходит!

Кому-то не нравится этот праздник? Попробуйте заменить его другим. Попробуйте возродить СВОЮ национальную культуру. Еще никогда в истории человечества почти никто по доброй воле не предпочитал полноценную красочную жизнь занудным песнопениям и умерщвлению плоти. Об этом не задумывались церковные и культурные деятели тогда, когда убивали культуру собственную. Увы, господа, спохватились вы слишком поздно.

К счастью, есть и другие люди:

Галина Анатольевна РАЗБИВНАЯ, министр образования Карельской республики:

«На мой взгляд, нам уже давно пора создавать новую систему ценностей образовательного процесса, активизировать деятельность по разработке новых форм развития системы воспитания. И воспитание детей через приобщение к культурам разных народов мира, знание и уважение традиций многих национальностей, конечно, без обязательного навязывания, а через профессиональные, красивые и познавательные праздничные действа не стоит расценивать только как «чуждые нашим традициям праздники».

Сегодня нам необходимо создать условия для возвращения школе и в целом Детству настоящей Культуры, Культуры с большой буквы, а как это сделать лучше, добрее, будем думать все вместе».

Это слова думающего человека, а не фанатика, ничего не умеющего, кроме как тыкать перстом в вероотступников, не гнушаясь при этом подтасовок и передергиваний..

Непримиримые

Английский архиепископ призвал покончить с Хэллоуином

Не праздновать традиционный Хэллоуин в конце октября призвал свою паству католический архиепископ Винцент Николс из Бирмингема. Вместо этого 31 октября он призвал верующих собраться в храмах на богослужение навечерия торжества Всех святых, чтобы «противостоять нарастающим тенденциям в массовом сознании связывать этот праздник со светскими, если не сказать языческими, обрядами».

Архиепископ Николс призвал настоятелей приходов подумать о том, как провести в общинах вечер 31 октября, чтобы показать окружающим жизненность Церкви. Торжество Всех святых, по словам прелата, может и должно стать для всего мира источником великого вдохновения и радости.

Барнаульская епархия распространила в СМИ города обращение, в котором призывает горожан не поддаваться искушениям сатанистов

В обращении, в частности, говорится: «В городе появляются активные дьяволопоклонники, которые стремятся завлечь как можно больше людей. Для этого, 31 октября в один из сатанинских праздников «Хэллоуин» (день всех святых), они проведут свой шабаш в одном из театров города, прославившимся показом кощунственных опереток, выступлением блудливых содомистов. 13 ноября в этом же театре состоится сатанинское сборище, под названием «Пятница 13″ и все эту мерзость будут показывать по телевидению».

Пресс-служба Барнаульской Епархии русской православной церкви уполномочена заявить, — следует далее в обращении, — что праздник «Хэллоуин» представляет собой древний языческий обряд поклонения сатане. Во время этого праздника почти все население США участвует в обрядах имитации мертвых, переодеваясь в мертвецов. Недаром американские сатанисты открыто провозгласили этот день своим праздником.

Заканчивается обращение следующим: «Спонсорам этого бесчинства заявляем: деньги, пожертвованные сатане, не пойдут на пользу ни вам, ни людям».

Владивостокская епархия РПЦ призвала бойкотировать проведение американского праздника «Хэллоуин»

«Несомненно, что все это является пропагандой сатанизма», — считает председатель миссионерского отдела Владивостокской епархии иеромонах Иннокентий.

Как говорится в сообщении, праздник «Хэллоуин» представляет древний языческий обряд поклонения повелителю смерти сатане. Он отмечается накануне католического праздника — Дня Всех святых. Хэллоуин возник как противопоставление ему. Наиболее популярен он стал в США.

Вольно или невольно во время праздника участники совершают обряд имитации мертвых, одеваясь как мертвецы и прося за них подарок. Непременный атрибут Хэллоуина — обряд «Trik or trak» («Пакость или подарок») совершается приношение душам мертвых, связанных с сатаной.

Недаром американская церковь сатаны открыто провозгласила этот день своим праздником, который по их замыслам, должен быть используем в целях свидетельства о поклонении дьяволу.

Все активнее этот праздник культивируется и в России. «Православная Церковь свидетельствует, что в России происходит сатанизация общественного сознания. Включаешь телевизор, радио, листаешь прессу — кругом символы, пароли, заклинания.

Это стало привычным, но не перестало быть зловещим. За насаждением культа насилия, разврата и оккультизма скрывается цель разрушения традиционной российской православной культуры и нравственности. Мы призываем к бойкоту «Хеллоуина», где бы его ни пытались отмечать».

Католический епископ против Хэллоуина

Епископ Ниццский Жан Бонфис выступил против традиции отмечать Хэллоуин, который, по его мнению, является «главнейшим праздником сатанистов всего мира», который «ничего общего не имеет с средиземноморской и христианской культурой».

В своем послании «Хэллоуин, или День всех святых», фрагменты которого приводит газета «Nice Matin» епископ разъясняет значение самого слова «Хэллоуин», корни которого кельтские и, соответственно, языческие.

«Речь идет о заклинании злых духов и изгнании их, так как они принимают образы умерших, привидения, чтобы вселять в нас страх смерти», — утверждает епископ Бонфис. «Все, что вселяет страх и имеет привкус смерти, исходит от дьявола», — добавляет епископ. «Да будет известно каждому, что Хэллоуин — это едва ли не главный праздник сатанистов всего мира».

«Не отречемся от нашей культуры и веры и не поддадимся обману проповедников Хэллоуина».

Французские католики обижаются на Хэллоуин.

Французские католические священники организовали акцию протеста против Хэллоуина. По их мнению, чествование привидений, гоблинов и прочей нечисти является одновременно чествованием Сатаны, то есть, воплощения абсолютного зла.

Несколько священников и 120 студентов католической школы собрались на митинг около церкви в курортном городке Сен-Рафаэль на Ривьере, передает АФП. Священники считают омерзительным «фестиваль, которые занесли во Францию из США».

Вот мне интересно — они нарочно запутывают народ, или сами искренне верят в то, что говорят? Приведу цитаты с небольшими своими комментариями:

— праздник «Хэллоуин» представляет собой древний языческий обряд поклонения сатане.

Чуть выше я писала об истории возникновения Хэллоуина. Я специально включила в статью этот раздел, хотя он — почти полностью скомпилирован из разных источников. Единственное, что я сделала — собрала воедино все разрозненные сведения и отсеяла явную чепуху, которую писали те, кто не удосужился разобраться с предметом как следует. Я писала об этом, чтоб мои читатели поняли ИСТИННЫЙ смысл Хэллоуина, и не поддавались на провокационные заявления. Каждый решает сам — отмечать этот праздник или нет, но пусть такое решение будет продиктовано не обманом.

— праздник «Хэллоуин» представляет древний языческий обряд поклонения повелителю смерти сатанеСатана — повелитель смерти?

И это говорит священник? В таком случае, Бог — точно такой же повелитель смерти, как и сатана. Если товарищи священники сами не разбираются в богословских вопросах, то пусть сначала разберутся, а потом лезут с поучениями.

— Он отмечается накануне католического праздника — Дня Всех святых. Хэллоуин возник как противопоставление ему.

Это вообще писк! Оказывается это не насильно внедренный тысячелетие назад День Всех Святых противопоставлялся трехтысячелетнему Самхэйну. А не наоборот. Да, граждане, вот так и пишется история!

— Непременный атрибут Хэллоуина -обряд «Trik or trak» («Пакость или подарок») совершается приношение душам мертвых, связанных с сатаной.

А что, все мертвые связаны с сатаной? Тогда 2 ноября — День поминовения мертвых, который ввела католическая церковь — праздник не менее сатанинский, чем Хэллоуин.

— Недаром американская церковь сатаны открыто провозгласила этот день своим праздником

Да. А еще, например, канун Рождества. Выходит, и Рождество — сатанинский праздник, ибо, по вере сатанистов, Сатана родился как раз в ночь перед Рождеством.

— За насаждением культа насилия, разврата и оккультизма скрывается цель разрушения традиционной российской православной культуры и нравственности

Это когда это православие стало традиционной российской культурой?

Российской культурой было и остается славянское язычество. Любимые народные праздники неразрывно связаны именно с языческими традициями, к которым РПЦ кое-как прилепила свои названия — точно так же, как католическая церковь прилепила свое название к Самхэйну.

Разница лишь в том, что РПЦ так и не смогла добиться новонаименований праздников: Иванов день остался Днем Ивана Купалы (и очень редко кто может вспомнить, что это — День Иоанна Крестителя), Масленица осталась Масленицей, а Рождество сопровождается совсем не христианскими Святками.

— «Речь идет о заклинании злых духов и изгнании их, так как они принимают образы умерших, привидения, чтобы вселять в нас страх смерти», — утверждает епископ Бонфис.

А не церковь ли пугает в первую очередь адскими муками? Не священники ли вселяют страх? И надо еще подумать — кого можно назвать прародителями «ужастиков»: сатанистов или священников. Если бы средневековая церковь так рьяно не искала бы во всем и вся поклонников дьявола, может, их и на самом деле было бы меньше?

Кстати, некоторые протестантские священники не склонны обвинять Хэллоуин во всех грехах. Не следует слишком серьезно относится к сатане, — говорят они. Страх — удел сомневающихся. Лучше подшутить над нечистой силой — как это сделал Джек-С-Фонарем.

Джек-с-фонарем

Хэллоуина не бывает без тыквы! Уже сотни лет 31 октября Джек-фонарь (Jack-o-lanterns)
светится в каждом окне, отпугивая нечистую силу. Историю его появления рассказывает ирландская легенда о пьянице по кличке Скупой Джек.

…Однажды в канун Дня Всех Святых на пьяного кузнеца Джека, сидящего в баре, позарился сам дьявол. Кузнец согласился отдать ему душу, но только в обмен на кружку эля. Чтобы купить выпивку, дьяволу пришлось превратиться в монетку. Хитрый Джек положил шестипенсовик в карман, туда, где у него лежал серебряный крест. Замученный крестом, дьявол умолял о пощаде, и Джек выпустил его, но сначала выторговал себе десять лет спокойной жизни.

Когда через 10 лет дьявол явился снова, ирландец в последней просьбе заикнулся о яблочке. Когда дьявол встал ему на плечи, чтобы достать до яблоневой ветки, Джек быстро нацарапал на коре дерева крест. Дьявол завис в воздухе и в результате пообещал, что не тронет Джека еще десять лет и вообще не заберет к себе его душу.

Наконец Джек умер. Бог, естественно, отказался поселить грешного пьяницу в раю. Дьявол встретил Джека на пороге преисподней.

— Я не могу забрать твою душу, — сказал он, выполняя обещание.

— Куда же мне идти? — спросил Джек.

— Туда, откуда пришел, — ответил дьявол.

Вокруг была кромешная тьма… Джек попросил огня. И дьявол, зачерпнув в адовом костре, выдал Джеку тлеющий уголь и отправил скитаться по свету. С собой у ирландца была репа. Вырезав середину, он вставил туда адский уголек — чтобы не задуло ветром! — и отправился в свое вечное путешествие.

Джек-фонарь до сих пор бродит по земле в ожидании Страшного суда и является символом проклятой души.

В Ирландии и Шотландии страшные рожи, в которые потом вставляли свечки, вырезали из реп и картофелин, в Англии — из свеклы. С иммигрантами традиция перекочевала в Америку. Оказалось, что идеально на роль Джека-фонаря подходит уроженка континента тыква!

(по материалам газеты «Комок» — единственном месте, где легенда излагается со всеми подробностями)

А знаете, что мне напомнила легенда о Джеке? Цитирую:

— Он прочитал сочинение мастера, — заговорил Левий Матвей, — и просит тебя, чтобы ты взял с собою мастера и наградил его покоем.. Неужели тебе это трудно сделать, дух зла?

— Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно. — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?

— Он не заслужил света, он заслужил покой…

Да, мастеру повезло больше. Странно, что ирландские Божества не наградили Джека покоем — в конце концов, он же обдурил самого дьявола! Странно, что сатанисты так любят этот праздник — праздник, символом которого является Человек, Обдуривший Дьявола!

В Хэллоуине много странностей. Он загадочен, мистичен и неистощим на выдумки. Он хорош и плох одновременно. В нем сливается все дурное, и все хорошее. Он такой же, как жизнь: многогранный.

Послесловие

» …Так кто же ты, наконец?

… Я — часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

Гете «Фауст»

«Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ. Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом? Ты глуп.»

Михаил Булгаков «Мастер и Маргарита»

«Зло необходимо. Если бы его не существовало, то не было бы и добра. Зло — единственная причина существования добра. Без гибели не было бы смелости, без страдания — сострадания.

На что бы годилось самопожертвование и самоотвержение при всеобщем счастье? Разве можно понять добродетель, не зная порока, любовь и красоту, не зная ненависти и безобразия? Только злу и страданию обязаны мы тем, что земля может быть обитаема, и жизнь стоит того, чтоб ее прожить. Поэтому не надо жаловаться на дьявола. Он создал по крайне мере половину вселенной. И эта половина так плотно сливается с другой, что если затронуть первую, то удар причинит равны вред и другой. С каждым искорененным пороком исчезает соответствующая ему добродетель».

Анатоль Франс «Сады Эпикура»

«— — Что же, — спросил Задиг, — значит, необходимо, чтобы были преступления и бедствия, и чтобы они составляли удел добрых людей?

— Преступные, — отвечал Иезрад, — всегда несчастны, и они существуют для испытания немногих праведников, рассеянных по земле. И нет такого зла, которое не порождало бы добра.»

Вольтер «Задиг»