Вещи, как и люди, имеют свою собственную биографию. Так же, как люди, они переживают взлёты и падение, триумф и равнодушие.
Зеркало в позолоченной оправе или шкаф эпохи Людовика ХIV невольно становятся безмолвными свидетелями многих исторических перипетий, вбирая в себя атмосферу определённой эпохи.
Современная мебель придерживается моды и чувствительна к изменению стилей, но эти понятия не касаются настоящей антикварной мебели, которая чем больше лет имеет, тем более желательна и дорога.
Популярность антикварной мебели в мире возрастает каждый год. Такая мебель по вкусу тем, кто выражает свою индивидуальность обустраивая интерьер под старину. Коллекционирование может быть продолжением семейных традиций и воспроизведением истории рода или даже способом утверждения привилегированного положения в обществе.
История антикварной торговли
Время расцвета антикварной торговли приходится на середину ХІХ столетия – именно в то время в Европе стали во множестве открываться аукционные антикварные дома, которые стали торговать предметами бытового искусства и живописнейшими полотнами известных художников прошлого.
Именно тогда возникло определение «антиквариат», которое предусматривало не только «благородную накипь времени», что появляется у какого-нибудь предмета, но и высокую художественную ценность.
Антикварными считают редчайшие вещи, которые пережили время или обладают художественной ценностью и потому стали объектом коллекционирования и торговли.
Развитие антикварного дела связано с тем, что происходит трансформация потребительской стоимости. Вещи теряют утилитарный контекст использования; завершается эпоха, возникают новые художественные течения, приходит мода на мебель или полотна умирает знаменитый собственник или автор, появляются новые достижения технического прогресса.
Антикварный рынок
Мировой антикварный рынок формируют несколько сегментов:
- Частные дилеры, которые продают и покупают предметы в стране их происхождения.
- Антикварные магазины, салоны, галереи, рассчитанные преимущественно на состоятельных покупателей, которым предлагают отреставрированные вещи, часто подобранные в коллекции (мебельные гарнитуры и т.п.).
- Аукционы.
Со времени возникновения и до сегодняшнего времени на аукционы не попадают вещи с плохой репутацией и без гарантий аутентичности. Количество подделок, конечно, свидетельствует о настоящей стоимости антикварной вещи, ее популярности и актуальности. Большие мастерские где немалая когорта архитекторов, художников и столяров работала над созданием подделок, были в Париже, Венеции, Петербурге и др.
Ярким историческим образцом наследования считают фальсификацию утонченной венской мебели Тонета — зачинателя технологии изготовления гнутой мебели из клееного дерева. Функциональный минимализм и утонченная элегантность изготовленных мастером стульев, столов и кушеток во все времена нравились ценителям со всего мира.
Простые и гибкие формы мебели Тонета появлялись всюду, даже на киноэкране (выполняя свои трюки, Чарли Чаплин тоже пользовался венским стулом).
Кстати, компания «Тонет», чтобы продемонстрировать простоту эргономичность и качество своей мебели, сняла легендарный стул № 14 с Эйфелевой башни, вместе с тем, вызвав еще большее количество последователей и подделок.
Сегодня стоимость отборных образцов антикварного «Тонета» составляет от 1500 евро за кресло-качалку или небольшой неполный набор стульев до 10 тысяч евро за наиболее редкую мебель в нормальном состоянии.
Период второй половины ХІХ столетия оставил ярчайший след в истории мебельного искусства. Имена Гамбс, Мельцери и другие — известны фактически каждому ценителю интерьерного антиквариата. Художественные образцы восточного декора и асимметрия в пределах стиля модерн, мебель жакоб из красного дерева с вставками из латуни — желанные, но тем не менее, не частые гости антикварных аукционов мира.
Существует немало антикварных союзов и ассоциаций: не только объединение арт-дилеров, но и сообщества реставраторов, экспертов коллекционеров, страховщиков, оценщиков, которые оказывают содействие этому бизнесу.
Формирование мирового рынка антиквариата привело к возникновению в 1935 году Международной организации CINA, что объединила ассоциации арт-дилеров Европы, Австралии, Новой Зеландии, США, Канады.
Эмблемой этой ассоциации является портрет теоретика искусства скульптора и ювелира эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, а её девиз: «Искусство не имеет ни одного врага, кроме невежества». CINA чётко придерживается правила продажи только произведений с безупречным происхождением, гарантируя покупателю их подлинность, а в случае ошибки — возмещение стоимости в любое время после продажи.
Самыми известными и ожидаемыми событиями в мировом антикварном рынке считаются торги аукционных домов Sthebys и Christies. Чем более престижен и известен аукцион, тем большую значимость приобретают раритеты, в частности предметы интерьера, там проданные. Именно аукционные торги непосредственно определяют моду на антикварном рынке.
Коллекционирование антикварной мебели
Сам процесс коллекционирования старинной мебели очень сложный и продолжительный.
Обустроить жильё в определенном стиле довольно проблематично, ведь невозможно собрать и купить все нужные в быту предметы. Да и с точки зрения выгодности капиталовложений этот вопрос довольно противоречив. И всё же…
К примеру, в 1990 году самым дорогим в мире предметом мебели стал антикварный комод князей Бадминтон, изготовленный в 1726 году во Флоренции из эбенового дерева, декорированный роскошными инкрустациями, украшенный скульптурами из дерева и бронзы. Этот лот был продан на лондонских торгах аукциона Christies за 15 млн 178 тысяч долларов США. А в 2004 году «Badmintn cabinet» приобрёл Венский музей за 27 млн 463 тысяч 250 евро.
Прогнозировать продажу антикварной мебели практически невозможно.
В конце концов, антиквариат — это настоящие вещи, которые существуют много столетий и смогут подарить своему владельцу возможность жить, не замечая течения времени и оставаясь при этом во времени вещей, которые его окружают.