История штата Коннектикут, 2 часть

До 1662 года Англия не хотела признавать колонии Коннектикут и Нью-Хейвен административными единицами. Был известен лишь один юридический документ, так называемый «Уорвикский Патент» (Warwick Patent), который был выдан основателям колонии Сэйбрук графом Уорвиком в 1632 году. Скорей всего, этот патент перешел к властям колонии Коннектикут, когда она купила земли Сэйбрука.

Тем не менее, законность владения этой землей была, с формальной точки зрения, сомнительна. Губернатор колонии Коннектикут Джон Уинтроп Младший (John Winthrop), избранный на эту должность в 1657 году, специально отправился в Англию для урегулирования законодательных вопросов и в 1662 году добился от короля Чарлза Второго (Charles II) документального подтверждения собственности колонии Коннектикут на землю. Этот документ вошел в историю как «Сharter».

В Королевском «Чартере» признавалась законность основания колонии в Коннектикуте, устанавливались ее границы и – что наиболее важно — признавались права и законы, сформулированные в документе «Fundamental Orders of Connecticut» (Основные законы Коннектикута), которые позволяли колонистам жить на новых землях по принципам самоуправления.

Согласно Чартеру, Коннектикут сохранял автономию, но в некоторой степени все-таки зависел от вмешательства Английской Короны и Парламента.

Также в «Чартере» конкретно оговаривались границы колонии Штата Коннектикут: с юга штата Массачусетс до пролива Лонг Айленд Саунд (Long Island Sound) и с западного побережья залива Наррагансетт до Атлантического океана. Таким образом, «Чартер» игнорировал отдельное существование колонии Нью-Хейвен.

Но поселенцы этой колонии активно возражали против их объединения с Коннектикутом. И всё же в 1664 году им пришлось согласиться на слияние колоний, поскольку возникла угроза присоединения Нью-Хейвена, как колонии пуританской церкви, к землевладениям графа Йоркского. Дело в том, что в той области именно эта религия считалась официальной.

В начале 1665 года две пуританские колонии Нью-Хейвен и Коннектикут объединились.

Дуб Чартера

После смерти короля Чарлза Второго наследник престола Джеймс Второй (James II), и Великобритания захотела большего контроля над новыми землями. Джеймс Второй назначил своего посланника – аристократа сира Эдмунда Андроса (Sir Edmund Andros) управляющим созданного в 1686 году Доминиона Новой Англии (Dominion of New England), в состав которого вошли колонии Массачусетс, Плимут, Мэн, Коннектикут, Род-айленд, Нью-Хэмпшир.

Андрос прибыл в Нью-Йорк и именем Короля потребовал от властей Коннектикута возвращения королевского «Чартера» от 1662 года. После неоднократных напоминаний о возврате Чартера сир Андрос был вынужден лично приехать в Хартфорд с вооруженным отрядом, чтобы силой захватить этот важный правительственный документ.

Дальше – легенда.

27 октября 1687 года в общественном молитвенном доме Хартфорда состоялась встреча Андроса с губернатором Коннектикута Робертом Третом (Robert Treat) и другими колонистами.

Андрос снова потребовал выдачи «Чартера». Роберт Трет ответил на его требование длинной речью в защиту прав колонии.

Дебаты происходили в течение нескольких часов и затянулись допоздна – в зале зажгли свечи. На столе, разделяющем враждующие стороны, лежали листы документа «Чартер». Внезапно свечи погасли, комнату окутал мрак. Через несколько секунд, когда свечи были вновь зажжены, оказалось, что «Чартер» исчез со стола.

Сокрытие документа приписывают капитану Джозефу Уодсворту (Joseph Wadsworth), который – по легенде — спрятал этот важный исторический документ в дупле гигантского белого дуба, росшего неподалеку от молитвенного дома, напротив жилища одного из чиновников колонии – Сэмюэля Виллиса.

Так ли было на самом деле – документально не доказано. Известно лишь, что через 28 лет, в 1715 году, Коннектикут наградил Водсворта 20 шиллингами «за сокрытие Чартера в крайне трудный для колонии час» (по материалам историка Albert V. Van Dusen).

И все же, несмотря на драматические события той ночи, колония Коннектикут юридически была отдана в управление сиру Андросу, который назначил Трета и Джона Эллина (John Allyn) своими консулами, а также – перед своим отъездом — сделал другие административные распоряжения, касающиеся Доминиона.

Однако правление Андроса длилось недолго. Аристократические манеры Андроса были чужды колонистам, а явные симпатии в пользу Великобритании ещё больше отдаляли его от них.

Весна 1689 года принесла весть о Великой Революции в Англии. Король Джеймс Второй бежал во Францию, а сир Андрос, его наместник в Бостоне, был арестован. Колонисты Коннектикута убедили преемников Джеймса Второго подтвердить положения Чартера 1662 года.

Знаменитый гигантский «Дуб Чартера» вошел в историю штата, и в следующем столетии окружность его ствола уже достигала 33 футов! Ураган 1856 года повалил могучее дерево, а участок, на котором рос дуб, принадлежавший впоследствии оружейному мастеру Сэмюэлю Кольту, был отдан для похоронных церемоний.

В 1907 году коннектикутское общество «Connecticut Society of Colonial Wars» воздвигло памятник на углу Oak Avenue и Charter Oak Place – поблизости того места, где рос легендарный дуб. Как дань славной исторической легенде, штат Коннектикут учредил Дуб Чартера одним из своих символов, назвав его «Деревом штата».

Война с индейцами

Некоторый ущерб был нанесен Коннектикуту в войне 1675-1676 гг. с американскими индейцами, сопротивлявшимися европейскому освоению территорий Новой Англии.

Война была типичной войной того времени, она получила название «Война с Вождём Филипом» (King Philip’s War) по имени вождя племени Вампаноак (Wampanoag) Филипа, который возглавил союз индейцев против колонистов Массачусетса, вторгшихся на земли коренных жителей Америки.

Конкретные причины этой войны, как, впрочем, и всех войн с индейцами, назвать сложно. Очевидно, взаимное раздражение постепенно нарастало, пока не вылилось в вооружённый конфликт. Толчком послужила казнь трёх индейцев племени Вампаноак, которых сочли виновными в убийстве одного из жителей Плимута.

Возмущённые этим событием, индейцы племени Вампаноак во главе со своим вождём Филипом напали на город Swansea. Индейцы понимали, что они не могут вести настоящие боевые действия, и потому ограничивались неожиданными налётами на разные города, поджигая их и убивая мужчин, женщин и детей. Колонисты были вынуждены прибегать к аналогичным мерам, поскольку никак не могли вызвать индейцев на открытый бой.

Вооруженные отряды колонистов штата Коннектикут участвовали в нападениях в соседнем штате Род-Айленд, уничтожив сотни индейцев, после того, как нейтральный Наррагансет отказался выдать белым бежавших на его территорию индейцев племени Вампаноак.

Надо сказать, что большинство индейских племен Коннектикута соблюдало в этой войне нейтралитет, либо помогало колонистам.

В 1676 году после гибели вождя племя Наррагансет было фактически подавлено, а затем племена Вампаноак и Нимпак также обесилели. В августе удалось взять в плен жену и сына Филипа, сам он был убит индейцами, сражавшимися на стороне белых.

Эта война обошлась слишком дорого и колонистам, и и коренным жителям Америки, в процессе неё были фактически полностью истреблены племена, населявшим юг Новой Англии, а это, в свою очередь, привело к исчезновению торговли пушниной.

Однако были и определённые положительные результаты, ведь полное поражение индейцев в Новой Англии позволило колонистам контролировать всё побережье Северной Америки.

Начало 18 века

Как и в других частях Новой Англии, главную роль в общественной и политической жизни пуританского Коннектикута играли религиозные вопросы. И хотя принадлежность к определённой конгрегации не было обязательным требованием к колонистам штата, дающим им право голосования, все колонисты были обязаны платить церковные налоги.

К концу 17 столетия религиозные споры между официальной пуританской церковью и конгрегационной автономией стали серьезно угрожать единству колонии. Чтобы уладить спор законодательное собрание Коннектикута в 1708 году созвало представителей религиозных концессий в город Сэйбрук.

Здесь было принято компромиссное соглашение, известное, как «Saybrook Platform». По этому документу, наряду с официальной религией колонии, допускалось и существование других автономных религиозных концессий.

В период с конца 1680 года и до1763 года – в годы борьбы Великобритании и Франции за право контролирования земель Северной Америки – Коннектикут снабжал английские войска солдатами и деньгами. И, конечно, столкнулся с угрозой французов и союзных им индейских племен.

Стремление колоний к независимости

В 60-х годах 18-го века английские колонии как никогда ранее начали ощущать гнёт Британской короны. Правда, тогда никто не задумывался о возможности получения полной независимости. Колонисты ограничивались лишь требованиями одинаковых с Англией прав политического и и правового режима.

Активная борьба началась в 1763 году, после принятия английским парламентом «Закона о гербовом сборе» (Stamp Act). Этот закон затронул интересы практически всех жителей колоний, поскольку требовал уплаты налога на все официальные американские документы, газеты и брошюры — на них должна была стоять обязательная печать Британской налоговой службы.

В 1765 году колония Коннектикут отправила своих делегатов на межконтинентальное собрание, состоявшееся в Нью-Йорке, чтобы потребовать от английского Парламента аннулировать «Закон о гербовом сборе».

Этот закон так и не вступил в силу. Собрание, в котором приняли участие представители, опротестовало новый налог, введенный без их ведома английским парламентом. Напуганное масштабами сопротивления американцев, правительство маркиза Рокингема в 1766 году отменило закон о гербовом сборе.

«Бостонское чаепитие» и Первый Континентальный Конгресс

Конфликт обострялся. В начале 70-х уже любое действие английского правительства воспринималось как часть плана по порабощению американских колоний.

В 1773 году Британия приняла «Чайный закон», отдав ост-индской компании монополию на торговлю чаем. Реакция американцев была совершенно неожиданной — они собрались в бостонском порту и не позволили разгрузить три корабля с чаем. Несколько человек забрались на суда и сбросили тюки с чаем в море.

Это событие переполнило чашу терпения английского парламента, были приняты законы, ущемляющие права бостонцев, королевский флот блокировал гавань.

Во всё нарастающей борьбе колонисты понимали, что необходимо объединение. Уже действовали патриотические организации, осуществляющие организованное сопротивление, Благодаря их деятельности в сентябре 1774 года был созван Первый Континентальный Конгресс.

Делегаты Коннектикута также представляли свою колонию на Первом Континентальном Конгрессе, собравшемся в Филадельфии.

Делегаты от Новой Англии предложили принять декларацию прав колоний и ввести экономические санкции против метрополии. Представители из Виргинии поддержали эти требования, но представители остальных колоний предпочли не вступать в дебаты. Джозеф Галлоуэй из Пенсильвании выступил с предложением одобрить план совместного управления колониями королевским генерал-губернатором и избираемым колонистами советом, наделенным всеми полномочиями британской палаты общин. Это провокационное предложение всё же было отвергнуто, хотя с перевесом всего в один голос.

На этом Конгрессе были приняты два важных документа: «Декларация прав и жалоб», в которой был выражен протест против таможенной и налоговой политики метрополии, и «Ассоциация», санкционировавшая прекращение торговых отношений с Великобританией.

Одновременно была составлена петиция к королю, где в самой почтительной форме просили прекратить притеснения и не давать повода к окончательному разрыву с короной.

Критическая ситуация, сложившаяся в колониях, побудила Великобританию к решительным действиям против мятежников. 19 апреля 1775 английские войска выступили на Лексингтон и Конкорд.

Американская война за независимость

В мае 1775 года колонисты собрали Второй Континентальный конгресс. Он констатировал состояние войны с Англией и принял решение о создании американской армии. Ее главнокомандующим был назначен Джордж Вашингтон.

Началась война за независисмость в Северной Америке, которую также называют Американской революцией (American Revolution) 1775-1783 гг. Каждая колония объявляет себя независимой республикой-штатом.

Если не считать отдельных перестрелок с солдатами Британской армии, которые имели место в городах Стонингтон, Данбури, Нью-Хейвен и Нью-Лондон, можно сказать, что на территории Коннектикута почти не происходило революционных сражений.

Но отряды штата Коннектикут сражались на стороне британских колоний и участвовали почти в каждом крупном сражении войны Такие знаменитые герои революции, как Этан Аллен (Ethan Allen), Израэл Патнэм (Israel Putnam) и Натан Хэйл (Nathan Hale) – были гражданами штата Коннектикут.

Впрочем, среди героев Коннектикута нашелся человек, запятнавший честное имя колонистов штата. Это — Бенедикт Арнолд (Benedict Arnold), который стал предателем и в 1779 году перешел на сторону Британии.

После капитуляции англичан 19 ноября 1781 года при Йорктауне военные действия на территории США практически прекратились. В Париже состоялись мирные переговоры, в ходе которых американские дипломаты Б. Франклин, Дж. Адамс и Дж. Джей заключили 30 ноября 1782 года предварительное мирное соглашение с Великобританией.

Этот документ, 1-я статья которого признавала независимость США и предложенные американской стороной границы, был заключен на выгодных для американцев условиях и 3 сентября 1783 вошел составной частью в Парижский мирный договор.

Во время военных событий Коннектикут был известен, как «Штат Поставок» (Provisions State), поскольку снабжал американскую Континентальную армию (Continental Army) продовольствием, оружием и боеприпасами.

Декларация Независимости, 1776 год

В результате этой войны американцы освободились от власти короля и английской аристократии, установили республиканский строй, дали простор развитию. Так возникло независимое государство, которое получило название США, которое тогда насчитывало 2.5 миллиона человек.

Однако ещё задолго до окончания войны собрался третий Конгресс, на котором была разработана и принята американская Декларация Независимости (Declaration of Independence).

4 июля 1776 года конгресс утвердил «Декларацию независимости», которая провозгласила объединение штатов (бывших колоний) и отделение их от Англии.

В этом важнейшем документе эпохи, в основном составленном Т. Джефферсоном, обосновывались «естественные права» и принципы демократического правления. Главный из них состоит в том, что «политическая власть исходит от народа и призвана защищать интересы всех граждан».

Законодатель Коннектикута судья Роджер Шерман (Roger Sherman) и другие делегаты от Коннектикута: Сэмюэль Хантингтон (Samuel Huntington), Уильям Уильямс (William Williams) и Оливер Уолкотт (Oliver Wolcott) – от имени колонистов своего штата — поставили свои подписи под этой Декларацией, которую одобрило подавляющее большинство жителей штата, включая его губернатора Джонатана Трамбула (Jonathan Trumbull).

Благодаря Д. Адамсу, Т. Джефферсону, А. Гамильтону и другим руководителям и идеологам национально-освободительной борьбы были сформулированы основные принципы борьбы за независимость. Убедившись в безуспешности попыток защитить права американцев — подданных короны, ссылаясь на свободы английской конституции, они обратились к идеям естественного права.

Опираясь на то, что права и свободы человека являются прирожденными и неотъемлемыми, вытекающими из самой «природы» и потому неотчуждаемыми, создали теоретическую базу для утверждения того, что государство не может нарушать эти права, более того, оно обязано их защитить. В противном случае, оправданной признавалась борьба с государственной властью, попирающей права человека.

Эти идеи легли в основу важнейших программных документов американской революции, в том числе и общей для всей страны Декларации Независимости.

В Декларации объявлялось об окончательном прекращении государственной зависимости от метрополии и образования независимых Соединенных штатов Америки. Разрыв мотивировался нарушением английским правительством «естественных» прав американцев.

«Все люди, — говорилось в Декларации, — сотворены равными, и все они одарены своим Создателем некоторыми неотчуждаемыми правами. К числу которых принадлежит: жизнь, свобода и стремление к счастью. Для обеспечения этих прав учреждены среди людей правительства, заимствующие свою справедливую власть из согласия управляемых.
Если же данная форма правительства становится гибельной для этой цели, то народ имеет право изменить или уничтожить ее и учредить новое правительство, основанное на таких принципах и такой организации власти, какие, по мнению этого народа, всего более могут способствовать его безопасности и счастью».

Именно 4 июля празднуется в США как День независимости, хотя до полной победы американцев оставались ещё пять лет, а до подписания Парижского мирного договора семь лет.

Продолжение