Мой родственник, который уехал в Германию и прожил там почти пять лет, мне как-то сказал: «Все это побасенки, что у нас много общего и мы близки друг другу. Человек, проживший в Союзе, а затем перебравшийся на Запад, почувствует себя как в стране кривых зеркал, поскольку все эмоции, чувства и мораль здесь «искажены» в нашем понимании. То есть то, что для тебя привычно дома, в этой стране абсолютно не воспринимается, это чуждо европейцам, и они не всегда готовы понять тебя. Нужно признать, что это иной, «кривой» мир, только тогда сумеешь выжить. Немцы, например, не похожи на нас на 99 процентов».
Насколько был прав мой родственник, я понял, прожив два месяца в Германии. Мне стали близки тоска и чувства тех эмигрантов и переселенцев, которые, уехав в поисках лучшей доли, порой не могут оторваться от прежних мест, где прожили большую часть жизни. Чтобы стать европейцем, нужно родиться там. Человек, который имел корни на одной земле, а побеги решил опустить на другой, будет испытывать серьезный дискомфорт. Пусть на меня не обижаются немцы, но, побывав в Германии, я сам чувствовал себя как в «Королевстве кривых зеркал». Все мои прежние представления о Западе были «искривлены» той реальностью, с которой я столкнулся, и я понял, как многое мы не знаем об этом мире.
Поэтому эти записки, может быть, станут для кого-то познавательными, для кого-то увлекательными, а кого-то заставят задуматься над смыслом жизни.
Великие германские странности
Знаки внимания
Здесь речь пойдет не о дорожных знаках или символах, которыми обозначают те или иные заведения (например, туалет, запрещение курения или фотографирования). Я буду говорить о жестах. Немцы не махают руками как итальянцы, для этого они слишком холодны (имеется в виду чувства, а не температура тела), и не заменяют слова фразой из движений палец и ладоней (как, скажем, это любят делать в России представители братвы или «новые русские»). Но молодежь иногда употребляет те или иные движения, если хотят воспроизвести чувства не путем звукового колебания, а с помощью конечностей.
Однако жесты в Германии воспринимаются совсем иначе, чем это можно понять в Узбекистане. И поэтому туристу не стоит пользоваться знаками, к которым он привык у себя на родине, местное население может воспринять их неадекватно. Например, если кукиш (или дуля, фига) у нас означает, мол, ничего не получишь (то бишь выкуси!), то у немцев это приглашение заняться сексом. Если пальцем показываешь «ноль» (типа o’key), то это символизирует не цифру, а анус, мол, ты заслужил это место. Что такое крутить пальцем у виска поймет у нас любой, в Германии этому знаку тождественно обозначение тряска кисти у лица. Более того, если у нас кивок головы означает согласие, то есть «да», а качание – «нет», то у немцев эти жесты означают обратный смысл – кивок – «нет», качание – «да».
Короче, не позволяйте себе использовать нетрадиционные языки, лучше стремитесь выучить немецкий или английский. На худой конец в Германии (особенно восточной) попробуйте изъясниться на русском: там много выходцев из СНГ, причем местное население когда-то в обязательном порядке, не будучи негром и в преклонных годах, изучало язык, на котором разговаривал Ленин. И тогда поймете, что именно «язык», а не руки доведут вас… гм, до Берлина или Бонна.
Бумажная душа
Не удивляйтесь, но в Германии бумаги решают порой не просто финансовое благополучие семьи, а также ее моральный климат, но и порой жизнь. Без бумажки мы букашки, а с бумажкой — человек! – порой эта фраза выскакивала у нас, когда от нас требовали документы или справку, и были весьма недовольны.
В Германии все иначе, здесь бумагам почет и уважение, нашем понимании здесь царит закон бюрократии. Наверное, нет ни одной страны в мире, где бы так над людьми властвовала целлюлоза с чернилами. Если посмотреть распорядок дня рядового немца и разложить по полочкам, сколько времени он уделяет тому или иному делу, то окажется, что бумаги занимают слишком много места.
Ему нужно заполнить десятки анкет и написать множество писем, ознакомиться с таким же количеством бумаг, прежде чем решиться что-то сделать или где-то наверху решиться его вопрос. На любой вопрос у немца должен быть бумажный аргумент. Поэтому в немецких семьях не принято выкидывать магазинные или банковские чеки, железнодорожные билеты, письма или другие документы, поскольку в будущем они им могут пригодиться, например, при заполнении отчета о расходах и доходах. Стоит сказать, что ежедневно из почты немцем вынимается до килограмма макулатуры.
На вкус и на цвет брата нет
В Дойчланде существует странная мода: быть не таким как все. У восточных немцев, например, особая страсть к коротким прическам: от модели под «ноль» до волос, длинной в 2-3 см. Причем красят их в цвета, которые любят только ненормальные: ядовито-красные, зеленые, желтые. По городам разгуливают панки с «петушиными гребешками» на башке. Женщины иногда из коротких волос (как это получается, я так и не понял) «строят» маленькие пирамиды или шипы, и голова становится похожим на морскую мину.
Любят немцы увешиваться и финтифлюшками. Я не раз видел у подростков уши, на которых было надето по шесть-семь колец, в носу – кольцо или серьга с камнем, а веки, губы, язык и соски прокалывались какими-то железяками (что-то вроде булавки). Говорят, что эти штучки бывают на пенисе и клиторе (я это видел только на нудистском пляже). Можно понять многое в жизни человека, но такую моду мне было трудно уяснить. Это какой-то металлический мазохизм.
Если говорить об одежде, то можно подумать, что немцы, с одной стороны, дальтоники, так как любят однотонные, причем темные цвета, а с другой, бомжи, так как их повседневная одежда весьма невыразительна и больше напоминает шмотки бродяг. Никакой симметрии, подбора цветов, фасонов. Все смешано и перемешано, и, в общем, выглядит уродливо. И это уродство в одежде + дикая прическа + финтифлюшки на теле – все это считается шиком!
Но вышесказанное в большей степени касается провинциальных и малых городов. В земельных столицах люди больше следят за собой, порой аккуратны. Но общая картина все равно не меняется и мода одинакова везде. Например, у молодежи есть тенденция по-особому носить джинсы. Они мешковаты, на три-четыре размера больше, чем полагается и носятся ниже пупа сантиметров на двадцать, то есть пряжка застегивается чуть ли не у интимного места. Девушки порой любят при этом порисоваться оригинальными трусиками, а парни закрываются курткой или длинной рубашкой, не желая выставлять напоказ свои органы.
Красота – понятие растяжимое!
У меня в итоге сложилось впечатление, что нет немца среднего телосложения. Есть две крайности: или они худые, что аж кости торчат наружу, или они чрезмерно толсты, как слоны. Толстушек нисколько не смущают собственные габариты (может считают, что хорошего человека должно быть много?) и они спокойно носят обтягивающие костюмы. Ученые говорят, что лишний вес наблюдается у тех людей, которые живут в бедности, мол, им не по карману свежие овощи и фрукты, низкокалорийное мясо и диетическое масло, обезжиренные продукты, и поэтому они питаются дешевой, но высококалорийной пищей, например, мучными изделиями.
Штендель, как город с высоким уровнем безработицы и невысокими заработками жителей, конечно, можно отнести к зоне с повышенной «жировой» опасностью. Люди здесь весьма тучны. Не буду их осуждать, ибо за два месяца я сам поправился на 15 кг и лишь в Ташкенте еле-еле вернул себе прежний вес. Но если во мне разыгрался аппетит от того, что мне хотелось испробовать все продукты, которые видел в магазинах, то немцев, по идее, этим было сложно удивить, однако остановить процесс чревоугодия невозможно.
С другой стороны, немцы любят заниматься спортом. По утрам бегают по улицам, ходят в бассейн или на пляж, занимаются спортом. Но это чаще всего делают или худые, или с нормальным весом. «Колобков» среди них я не увидел.
Чем больше я смотрел на немок, тем больше мне нравились женщины Узбекистана. Наши леди всегда следят за собой, поддерживают форму, никогда не выйдут на улицу в помятой и грязной одежде. Выйти из дома – это, значит, показать себя, и никто не хочет ударить лицом в грязь. Если же смотреть на это с точки зрения физической красоты, то восточные женщины более миловидны. Красивых немок мало, но если их увидишь, то долго смотришь им вслед.
Кстати, немок легко отличить от женщин других наций. Не знаю, как это получается. Здесь больше играет интуиция, чем реальный анализ. Даже не слыша языка, я всегда выделял из женской толпы итальянок, англичанок, американок, испанок и даже славянок.
Сегодня ты — звезда, а завтра ты…
В этой стране звездой можно стать в один момент, при этом не тратя особых сил и не имея каких-то талантов. Чаще всего здесь играет роль его величество случай.
Например, как-то по телевизору был показан музыкальный видеоклип певца Штеффана Рааба, где демонстрировалась сцена ссоры на суде одной бабки с соседями из-за забора. Удивительно, но этот клип превратил из склочной, взбудораженной и стервозной женщины в популярную звезду Германии. Молодежь стала носить на шее куски забора, платки на голове, а сама баба вдруг стала петь на сцене и выпустила сольный альбом. Не берусь судить о музыкальных достоинствах этой поп-звезды, однако, на мой взгляд, по ней плакала музыкальная психбольница.
Впрочем, молодежь так же особенно не вникала в смысл текста и глубоко не оценивала ее голос, между тем на дискотеках просто балдела от бабулькиных песен. Сама бабка сделалась такой знаменитостью, что объездила всю Европу, одевалась в дорогие меха, была принята в светское общество. В общем, привалило ей богатство и слава!
С другой стороны, немцы «клюют» и на иностранную «экзотику». Как-то в поезде мне попался Wom Journal, в котором в разделе мировой музыки была прорекламирована певица Мохира из Узбекистана. Компакт-диск назывался «Галинг галинг» (Galing Galing) и был выпущен Blue Flame/BMG. К своему стыду (как, впрочем, и всех моих родственников) я не знал ничего о Мохире, хотя, как говорилось в рекламе, она одна из популярных певиц республики, солирующая в стиле традиционной восточной музыки. Зато стало приятно, когда увидел в немецком журнале какую-то весть о родине (кстати, эта Мохира довольно симпатичная, если судить по фотографии).
Веселись и пой душа
Я принял участие в празднике, который проходил в Штендале 23-25 июня. Город праздновал 475-летие получения статуса «Ролланда», то есть символа, что здесь царствует закон и правопорядок, развивается торговля. Для справки: «Ролланд» — это статуя человека с мечом, который изготавливался из дерева или камня, и устанавливался в северных городах Германии. Для молодежи он был символом отваги, путешествий и гордости.
Нужно заметить, что немцы любят праздники. «Гудеть» три дня — это не каждый город выдержит (а чего это стоит бургомистру?). Для этого в город специально приехали популярные артисты и знаменитости, которые развлекали людей. Это были рок-певцы, исполнители народных танцев и песен, фокусники, юмористы-сатирики (их шутки мне показались плоскими). Все это происходило на трех площадках, расположенных в трех минутах друг от друга.
Молодежь, которая хотела подрыгать конечностями, нашла себе место на скверике, где им отцы города устроили дискотеку. Под светомузыку на танцующих подростков из пожарной машины безостановочно лилась пена. Это была пена, похожая на мыльную, только она была более густая. Уже через несколько часов площадь была залита этим белым покровом. Молодежь буквально входила в раж, «купаясь» в ней. Я особого кайфа не получил, хотя, честно говоря, тряхнул стариной.
Алишер Таксанов